1. SKIP_MENU
  2. SKIP_CONTENT
  3. SKIP_FOOTER

Единственная в мире женщина-тренер в инвалидной коляске ставит на ноги больных детей

Сильные люди

То, что произошло на Паралимпийских играх в Афинах, произвело фурор, а запечатленный фотокадр облетел весь мир. Легкоатлет Александр Дорошенко завоевал олимпийское “золото”. Победителей, как и полагается, чествовали на пьедестале, а его тренер Римма Старостина сидела в специальном отсеке стадиона, предназначенном для колясочников.

 

Внезапно Саша спрыгнул с пьедестала и побежал. Он буквально перепрыгивал через ряды зрителей и мчался наверх. Прибежал, опустился на колени, положил к ногам Старостиной венок победителя, золотую медаль и крикнул: “Мама, все свои рекорды я посвящаю тебе!” Стадион, много тысяч человек, встали и несколько минут стоя рукоплескали великой женщине и Маме.

Римма Старостина — живая легенда украинского инваспорта. Благодаря ей луганские спортсмены с ограниченными физическими возможностями известны во всем мире. На счету воспитанников Риммы Федоровны 70 медалей (26 золотых, 24 серебряных и 20 бронзовых), более 20 рекордов Украины, 5 рекордов мира и 3 рекорда Паралимпийских игр.

Когда она начинала свою тренерскую работу, то даже представить себе не могла, что вскоре сама станет инвалидом. Но, несмотря на это, останется тренером…

Но самое дорогое звание для Старостиной — мама. Именно так называют ее ученики — спортсмены с ограниченными возможностями.

“Люди без ног бегают, а без рук — метают”

— Сама я в спорт пришла, когда еще училась в 5-м классе в городе Майкопе, — рассказывает Римма Федоровна. — Я была худенькая, сутулая. На победы меня вдохновляла моя тренер, очень красивая женщина. Я так хотела стать похожей на нее…

Свой первый рекорд в легкоатлетическом троеборье Старостина установила в 15 лет. А в 17 лет установила рекорд СССР по пятиборью. Выступала за сборную СССР.

Неоднократно была победительницей. В дальнейшем была учеба в Москве, а после — тренерская работа.

— В начале 70-х мы выступали в Луганске (тогда Ворошиловград) на первенстве Советского Союза. Меня заметил тогдашний руководитель области Владимир Шевченко и предложил остаться. Я согласилась. А чуть позже Валерий Борзов (легендарный спортсмен, один из лучших спринтеров мира всех времен. — Авт.) прислал приглашение-уведомление о том, что мне нужно провести в Луганске соревнование среди инвалидов.

Инициатором выступил кабинет министров — во всех областях открыть отделения инваспорта. Тогда это течение только зарождалось, сложно было вообще предположить, что люди с физическими недостатками могут заниматься физкультурой, спортом, не говоря уже о состязаниях.

— Я была в шоке, не могла себе представить, как без ног люди бегают, без рук метают… Долго думала, что же могу сделать для них. Позвонила Валерию Борзову (вместе с известным спортсменом Старостина входила в сборную СССР). В ответ на все мои вопросы он прислал видеокассету.

Римма узнала, что Паралимпийские игры для инвалидов в мире проводятся уже давно. Только Страну Советов почему-то миновали. Впервые спорт в процессе реабилитации больных с повреждением позвоночника во время Второй мировой войны использовал английский нейрохирург Людвиг Гудман. В городе Эйлсбери он основал центр, где проходили лечение солдаты с повреждением спинного мозга. Английский врач попытался сломать стереотипы неизлечимости этой болезни или хотя бы добиться существенного улучшения состояния здоровья.

Гудман сформировал свою философию лечения на основе постулата “Важно не то, что потеряно, важно то, что осталось”. Создавая свою уникальную методику, врач понял, что без активных физических упражнений здесь не обойтись. Так начался процесс развития видов спорта, в которых могли бы принимать участие инвалиды.

Украина же начала участвовать в Паралимпиаде только с 10-х Паралимпийских игр.

На первое занятие к Римме Федоровне пришло более тридцати человек. Мальчишки и девчонки еще сами толком не представляли, что им нужно будет делать, но у всех горели глаза. Первые занятия проводились в спортзале интерната для инвалидов, потом ребята перебрались на стадион “Авангард”.

— Первое время, — рассказывает тренер, — здоровые дети, да и их родители не приветствовали такое соседство. На нас косились, бросали колкие фразы… Почему-то люди не думают, что с каждым может случиться несчастье. Но я старалась не обращать внимания на злые реплики и ученикам своим внушала, чтобы не слушали. Что они — полноправные члены общества.

Помимо тренировок я должна была сделать еще одно важное дело — дать им поверить в себя. Вскоре были проведены первые городские соревнования среди детей с ограниченными возможностями. Все участники получили подарки, призы, их поздравляли, они доказали всем, а главное, себе: они могут!

Когда закончились поздравления, зрители разошлись, детвора столпилась вокруг меня: “Римма Федоровна, это все? Больше ничего не будет? Мы вам больше не нужны?”

У меня прямо сердце сжалось. Ну, конечно же, нужны! Я для себя решила и им пообещала никогда их не бросать. Начались победы, маленькие и большие. Залогом всех побед стало любое внимание к ним не как к людям с увечьями, а как к достойным и равноправным.

“Самое страшное — остаться в одиночестве”

Многократная чемпионка СССР, известная тренер, даже представить не могла, что когда-то сама станет инвалидом. Но прошло пять лет…

Большой спорт, которому Римма Старостина отдала жизнь, вместе со славой принес и беду: профессиональное заболевание многих спортсменов — разрушение суставов. В 1995 году у Риммы Федоровны парализовало ноги. Временами болезнь отступала, но потом появлялась вновь. Состояние Риммы Старостиной резко ухудшалось.

— Проведенная операция мне не помогла, и я села в инвалидную коляску, — рассказывает она. — Сейчас у меня вообще нет тазобедренных суставов, вместо них стоят металлические стержни. Когда-то я бегала быстрее всех и прыгала выше всех в Союзе, а потом не смогла даже ходить… Вот тогда мне стало по-настоящему страшно. Страшно остаться в одиночестве, никому не нужной. Я узнала на собственном опыте, что значит потерять здоровье… Обо мне все сразу забыли, как спортсмен я, понятно, вышла в тираж, а представить себе тренера в инвалидной коляске было сложно. Но меня спасли мои дети. Они просто сказали, что хотят тренироваться у меня и дальше.

На тренировки в интернат она добиралась больше часа, после такого путешествия на костылях ноги страшно болели. Потом тренировка — и назад домой таким же способом. Но она не думала о боли. Она думала о своем деле.

— Это мои дети. Я каждого помню по имени, узнаю по голосу. Они звонят с соревнований и рассказывают, когда приедут. А я всегда спрашиваю, что мне приготовить вкусного. А когда приезжают, мы все усаживаемся за стол, они рассказывают, а я слушаю.

Я не могу передать ту радость, ту гордость, которые испытываю за моих ребят. Катюша, которая едва ходила, переваливалась из-за болезни тазобедренного сустава, стала бегать. Пробежав свои первые 60 метров, она закричала: “Вы видели? Вы все видели? Я это сделала!”

А наша Танечка Зварич, сейчас она чемпионка мира… У нее одна рука была совершенно неподвижной. Как-то на тренировке я услышала ее крик. Перепугалась страшно. Кричу: “Танюша, тебя ударили? Тебе больно?” А она подняла руку, которая еще пять минут назад висела как плеть, и помахала ею, а в ответ кричит: “Смотрите, она шевелится!”

Артем Попов: мальчик совершенно не ориентировался в пространстве, его мама за руку водила в училище. После нескольких лет занятий он стал призером чемпионата Украины. Когда его мама увидела, как он побежал, первый раз за всю жизнь она расплакалась. Таких детей и судеб у меня много.

Вот еще Саша Дорошенко, например. Сейчас он заслуженный мастер спорта по легкой атлетике, многократный чемпион мира и Европы и Олимпийских игр 2004 года (завоевал 2 золотых и одну бронзовую медаль). Двадцать девять лет назад мать отказалась от него, больного ДЦП, и отправила в детский дом. Умирать. Когда ему было 11 лет, от матери пришло письмо, в котором она писала, чтобы он не искал ее и не ждал, что она его заберет. Написала, что у нее новая семья и здоровые дети.

К Римме Старостиной он попал случайно — был очень худой, замученный.

— Это сейчас он двухметровый красавец-здоровяк, — улыбается Римма Федоровна. — Недавно женился на настоящей красавице. А был заморыш… Перед всеми международными стартами я пишу своим воспитанникам записки. Накануне Афин я написала Дорошенко: “Счастливых стартов в жизни и спорте. Ты самый сильный, лучший, красивый на этом земном шарике. Ты все можешь и обязательно выиграешь. Мама”.

Инвалидность — не приговор!

— Конечно, это все мои дети, — говорит тренер. — Пусть не кровные, но родные и любимые. В большинстве случаев мои ученики — сироты. От них, больных, безнадежно больных, как думают многие, родители отказывались почти сразу после рождения. И эти дети никому не нужны. Сашу Дорошенко, которого хотели после всех его побед отдать в дом престарелых, я забрала себе.

Ведь у нас как? Если ребенок-инвалид сирота, он воспитывается в детском доме, потом в интернате. А когда исполняется ему 18 лет — добро пожаловать на улицу! Мы стояли возле поезда, только вернулись с соревнований. Вернулись с победой. Нас окружили журналисты, Саша рассказывал о впечатлениях, о соревновании. Внезапно один из чиновников, который нас встречал, не хочу называть его имени, дернул Сашу за руку: давай быстрее, а то пора ехать.

Ему кто-то из журналистов задал вопрос: куда ехать? А он так удивленно отвечает, что значит куда? В дом престарелых, куда же еще? Я тогда сразу же забрала Дорошенко к себе. Он жил у меня, пока ему не дали сначала комнату в общежитии, а потом выбила ему и квартиру.

Старостина и ее воспитанники — это действительно одна семья. А сама Римма Федоровна — и мама, и ангел-хранитель. Детей-сирот команда берет на обеспечение: обувает, одевает, кормит, по возможности помогает отыскать родителей. Правда, далеко не всегда матери, много лет назад бросившие своих больных детей на произвол судьбы, откликаются, хотят увидеть их.

— Я разочаровалась в этой затее, — вздыхает Старостина. — Если дети второй раз теряют маму — это еще страшнее. Когда они маленькие, они не понимают всей глубины этой трагедии, да и надеются, как все дети. А вот когда повзрослеют, иллюзии разрушаются. Это очень страшно.

Тренер, в буквальном смысле слова поставившая на ноги детей с самыми тяжелыми заболеваниями, уверена, что родители, у которых есть дети-инвалиды, не должны опускать руки

— За 3—5 лет занятия спортом можно восстановить двигательную функцию, мои ребята тому живой пример. К тому же существуют различные реабилитационные центры. Часто за консультациями обращаются ко мне, я всегда чем могу помогаю, делюсь опытом. Многие из моих ребят получили высшее образование, это очень важно, ведь им нужно научиться самим заботиться о себе. Ребята успешно учатся, причем не только на физвоспитании, но и постигая премудрости финансов, психологии и пр. Многие уже создали собственные семьи, родили совершенно здоровых малышей.

Я каждый день молюсь за них, чтобы у каждого все в жизни образовалось, чтобы каждый нашел свой путь, а когда ребята разъезжаются, с нетерпением жду их возвращения с новыми рекордами. Дай Бог мне прожить подольше, чтобы за каждый год я смогла хотя бы по одному ребенку вернуть к полноценной жизни.

СПРАВКА "МК"

За вклад в паралимпийское движение президент Украины наградил Римму Старостину орденом Княгини Ольги, а городские власти присвоили звание почетный гражданин Луганска.

Источник: «Московский Комсомолец»

Смотрите также

Комментарии читателей

  • Алексей
    Очень полезная и содержательная ...
     
  • Алексей
    Здравствуйте Сергей Иванович. Очень ...
     
  • елена кальницкая
    здраствуйте!я обращяюсь к вам с ...

© zhandanu.kz - Международный информационный инвапортал в Казахстане. Все права защищены.