1. SKIP_MENU
  2. SKIP_CONTENT
  3. SKIP_FOOTER

Жизнь после славы

Сильные люди

33 года назад мотогонщик Игорь Григорьев получил травму, которая поставила крест на его карьере. Но гонять он не перестал. Теперь он это делает на инвалидной коляске.

 

Он был первым в Союзе, кто привез для страны медаль с чемпионата мира по мотокроссу. В 1963 году Григорьев завоевал бронзу. На следующем чемпионате мира готовился стать чемпионом, для этого все шансы были. Гонщик сам разработал мотоцикл, аналогов которому не было в мире, но выступить на нем ему так и не удалось. На счету Игоря Михайловича 143 победы в мотокроссах и 67 марафонов на коляске. Только теперь спортсмен соревнуется не ради медалей и славы, а чтобы поддержать физическую форму и избавиться от нехороших мыслей.
Жена гонщика гоняла вместе с ним

Игорь Михайлович – неисправимый оптимист. Он не сидит дома и не жалуется на тяжелую жизнь (а она у него действительно непростая), работает, тренируется, ездит на соревнования. Но любовь к мотоспорту до сих пор осталась. Бывший гонщик интересуется новинками мотоциклов. Шутит, что на таких двухколесных можно не только гонки выигрывать, но и в космос летать.

– Раньше все было куда скромнее, – вспоминает Григорьев. – Свой первый мотоцикл я, можно сказать, сам собрал из груды железа. Еще в четвертом классе загорелся мотоциклами. Все просил родителей, чтоб купили. Купили, но спустя лет семь, я уже учился в 10-м классе. Счастья было! Как-то гонял по району и меня заметил тренер львовского ДОСААФ. Предложил заниматься, и я согласился. Хотя до этого я занимался теннисом, плаванием, и были определенные успехи, но мотоспорт – оставался мечтой.

Ни отец, ни мать Игоря Михайловича не возражали против такого опасного увлечения сына. Папа сам всю жизнь провел на колесах – шофер первого класса. А мама хоть и далека от машин и мотоциклов – медик по профессии, – но очень любила, чтобы сын прокатил с ветерком. Игорь Михайлович каждый день на мотоцикле возил родительницу на работу. Жена – так и вовсе сама стала гонять на двухколесном.

– С Альбиной мы познакомились в студенческие годы. Мне было 18, а ей 15. Так увлек ее своим хобби, что потом не мог отвадить, – улыбается гонщик. – Представьте себе, беременная выполняла норму мастера спорта. У нее 4-е место на союзных чемпионатах было, а на украинских не раз приходила первой. Вначале было здорово – на все соревнования ездили вместе, но, когда появились дети, тяжело стало.

Мне приходилось два мотоцикла готовить к соревнованиям, с утра до ночи торчать в гараже. Да и женщина должна быть мягенькой, как пончик, а я свою обнять не мог – сплошные мышцы. Мы с ней договорились так, если она выигрывает призовое место на первенстве Союза – продолжает гонять, если нет – уходит из спорта. Альбина пришла седьмой, и на этом ее карьера мотогонщицы закончилась.

10 лет тренировался, чтобы встать на ноги

Игорь Михайлович пробыл в спорте на 10 лет дольше жены. За это время успел завоевать и «бронзу» на чемпионате мира, и выиграть европейские чемпионаты. Усиленно готовился стать чемпионом мира, тем более что для этого было все.

– Я решил сделать свой мотоцикл. Поехал в Ковров – город во Владимирской области. Там мотоциклетный завод. Я приехал со своими чертежами. Каждую деталь для мотоцикла проверяли под рентгеном. Кстати, все эти детали использовали и для военного производства. Получился на то время лучший в мире мотоцикл. 40 лошадиных сил, 5 скоростей (а у всех было 3–4) легенький – 105 кг всего, тогда как самые легкие мотоциклы в то время весили килограммов на десять больше.

Выиграл на нем девять гонок, готовился к основному чемпионату, но на последней тренировке случилось несчастье. Был последний вираж, каким-то образом песок попал внутрь мотоцикла, его начало заклинивать. Я пытался спасти свой транспорт, положил на бок, а внизу – овраг метров шесть. Не удержался и полетел вниз головой, а мотоцикл таки спас. Когда глаза открыл, понял, что откатался уже.

Мотогонщик сломал позвоночник с полным разрывом. Ему было всего 33 года.

После такой травмы люди навсегда остаются лежачими. Только не такие, как Григорьев. 10 лет он тренировался, пытался встать на ноги. Одну из комнат в квартире переделали в спортзал. Тренировки были каждый день, только на ноги встать так и не удалось.

– Тяжело семье все это время жилось, родители помогали, но я понимал, что сам должен найти способ, чтобы обеспечить жену, детей. В то время инвалиду устроиться на нормальную работу было нереально, поэтому решил заняться частным делом – ремонтировать машины.

За время своей звездной карьеры мотогонщику капитал сколотить не удалось. Да и сделать это в те времена даже призерам чемпионатов мира было невозможно.

– Будете смеяться, но у меня, у гонщика, стипендия была 120 рублей. Правда, раз в год еще платили за медали и достижения, если такие были, – рассказывает Игорь Михайлович. – Из-за границы мы привозили валюту, а тут нам платили рублями, и то небольшой процент от выигранной суммы.

Например, за призовое место на чемпионате мира привез четыре тысячи долларов, а получил из них всего тысячу рублей. Начальство, которое с нами ездило на соревнования за границу, везло оттуда бриллианты, шубы натуральные, потом продавали все это добро в Союзе раза в два дороже. Я же привозил курточки болоньевые, рубашки – все для родных и близких, но и за это как-то вызвали на ковер. Очень придирались ко мне в Москве, из сборной пытались выдворить. Все потому, что я из Малороссии.

Умудряемся даже на марафоны ездить

Альбина осталась надежной опорой в жизни гонщика до сих пор. Он ей предлагал после травмы уйти, устроить личную жизнь, молодая ведь была, но женщина ничего слушать не хотела. Решила идти вместе с мужем до конца. Чета уже 56 лет вместе. Хотя отношения у них до сих пор, как у влюбленных: нежные взгляды, ухаживания друг за другом.

– Я не могу подарить жене бриллианты или еще какую-нибудь роскошь, но я живу, работаю для нее, – откровенничает Игорь Михайлович. – Ценю то, что она для меня делает.

От своего бизнеса Григорьеву пришлось отказаться. Народ стал обзаводиться иномарками, и спроса на услуги его фирмы не было. Но он нашел себе другое занятие. Устроился в автосалон консультантом.

– Сейчас таким, как я, куда проще найти работу. Инвалиды везде нужны, закон требует. Правда, платят нам минималку, – сетует Игорь Михайлович. – Но мы выкручиваемся, еще умудряемся и на марафоны ездить, а все они проводятся за рубежом. Мы с Альбиной пытались нечто подобное у нас организовать. Собрали 37 колясочников, несколько состязаний даже удалось провести, а потом начались непонятные интриги, на том все и закончилось.

А я без спорта уже не могу. Адреналина не хватает. Наверное, у меня вместо крови – бензин в жилах течет, – улыбается Игорь Михайлович. – К тому же тренировки очень помогают, не только физическое состояние улучшают, но и психологическое. Многие люди в моем положении спиваются, еще в какие-то крайности бросаются, а у меня на такие глупые мысли времени нет

Смотрите также

Комментарии читателей

  • Алексей
    Очень полезная и содержательная ...
     
  • Алексей
    Здравствуйте Сергей Иванович. Очень ...
     
  • елена кальницкая
    здраствуйте!я обращяюсь к вам с ...

© zhandanu.kz - Международный информационный инвапортал в Казахстане. Все права защищены.