1. SKIP_MENU
  2. SKIP_CONTENT
  3. SKIP_FOOTER

По теме конференции...

( 0 Голосов )

Наша конференция посвящена  интеграции инвалидов в общество, т.е. речь идет о праве на полноценную социальную жизнь людей.

О преодолении непростых проблем при  реализации этого естественного права людьми с серьезным повреждением здоровья, результатом которого есть инвалидность.   Одним из наиболее тяжелых повреждений человеческого здоровья является повреждение позвоночника и спинного мозга.  Этих людей называют (и мы все знаем этот термин) - «спинальники».  Количество людей с таким диагнозом в мире увеличивается, при этом большинство из них социально активная и трудоспособная часть населения.  Средний возраст (по крайней мере, в нашей стране) госпитализированных  людей с последствиями позвоночно-спинномозговой травмы разной локализации равен 24 - 25 годам.

Поэтому  хотелось бы сейчас в большей степени говорить о трудовой реабилитации этой категории   людей.  Но это не значит, что  данная тема не может относиться в такой же степени и к другим категориям людей, имеющим особые потребности (или, применяя привычную терминологию «людей с ограниченными возможностями», хотя, наверное, нет  людей с неограниченными возможностями).

Естественное состояние человека – это деятельность. Т.е.  нормальный человек проводит большую часть своей жизни занимаясь трудовой деятельностью. Учеба в школе, ВУЗе, работа по профессии, спорт и т.д.  Это все труд.  Однако,  оказавшись в состоянии инвалидности, человек часто лишен возможности трудиться.  А  для активного (или если угодно для нормального) человека такое положение   противоестественно.

В наших странах, бывших республиках Советского союза, можно сказать, приблизительно одинаковое положение дел в социальной жизни людей утративших здоровье и попавших в инвалидную коляску. Начиная от  обеспечения средствами реабилитации,  возможности социальной адаптации и заканчивая всевозможными препятствиями и, прежде всего,  отсутствием доступности инфраструктуры в наших населенных пунктах.  Поэтому  проблемы и задачи  Украины в обеспечении приемлемых условий для жизнедеятельности людей с особыми потребностями,  я полагаю, можно  отнести и к остальным бывшим сов. Республикам, которые мы здесь представляем.

В жизненном мире людей со специальными потребностями существуют общие проблемные зоны:

- неадаптированность городской среды к жизнедеятельности людей со специальными потребностями;

- коммуникативные барьеры, которые обусловлены дефицитом общения и взаимодействия «общество – человек со специальными потребностями», а также функционированием в массовом сознании искаженного образа инвалида;

И что на мой взгляд наиболее существенно - это

-  проблема получения образования;

- проблема трудоустройства;

 

Реабилитация после травмы или заболевания начинаясь в больнице, может продолжаться всю жизнь.

Но рано или поздно человек  должен осознать себя не выброшенным из жизни общества.  И одной из форм интеграции в нормальную жизнь  является работа, т.е трудовая деятельность.

Трудоустройство инвалидов, которые готовы к высокой социальной активности, очень важный и существенный фактор в адаптации в социальную жизнь.  Однако те формы занятости, которые существуют для инвалидов, способны обеспечить только минимальные потребности, прежде всего потому, что к человеку с ограниченными возможностями выдвигают заниженные требования, предлагают работу, не требующую высокой квалификации. Эта ситуация вызывает возмущение многих, особенно молодых людей, которые получили образование и хотят самореализоваться.

Работодатель не желает трудоустраивать инвалида, как правило,  по следующим  причинами:

- дополнительная ответственность за такого человека:

- неуверенность в его способностях:

Одной из основных причин сложившейся ситуации для тех, кто ищет работу, и не хочет жить только на пособие от государства, является имеющаяся на руках справка о нетрудоспособности.

 

Если инвалиду предоставляют работу, то как правило, неквалифицированную. Реально устроиться можно только в систему, созданную специально для людей со специфическими потребностями.

Но вряд ли возможно создать производственную среду только для людей в инвалидной коляске (или хотя бы трудовую среду с  большинством «колясочников»).

Важную роль для человека (особенно с инвалидностью) имеет самооценка. При этом большую роль играет образование в том числе и профессиональное. Однако, как отмечают специалисты, люди с инвалидностью часто имеют низкий уровень образования и профессиональной подготовки. Отсутствует для работодателя система форм заинтересованности в трудоустройстве инвалида, малоэффективна деятельность центров трудовой реабилитации и т.д.

Одной из основных проблем в трудоустройстве является «баръерность»  производственной среды.

Нетрудоспособность людей в инвалидных колясках принято считать, как аксиома.  Однако, как нам известно, это далеко не так.  Особенно в ХХI веке  при огромном  развитии средств коммуникации и других технологий. Получение образования,  в том числе и высшего серьезно повышает возможность трудоустроиться. Да и само повышение уровня образования повышает уровень самооценки человека,  усиливает веру в свои возможности и увеличивает шансы получить работу и не только неквалифицированную и низкооплачиваемую. Одним из наиболее доступных способов реализовать свое право на образование, профессиональную подготовку – это использование всемирной сети Интернет.  Интернет – это не только окно в мир информации,  Интернет  еще  может стать и эффективным средством производства для человека в инвалидной коляске. Пока еще наша среда обитания далека от желаемой по уровню беспрепятственного доступа для людей в инвалидной коляске к(казалось бы общедоступным) объектам социальной жизни – Интернет один из путей преодоления этого препятствия.

Об этом так же говорит и Конвенция ООН о правах инвалидов (13 декабря 2006 года)

« …поощрять доступ  инвалидов к    новым информационно-коммуникационным  технологиям  и  системам,  включая Интернет;

поощрять  проектирование,   разработку,   производство   и распространение изначально доступных информационно-коммуникационных  технологий  и  систем,  так  чтобы доступность  этих  технологий и систем достигалась при минимальных затратах.»

Учитывая, что всемирная сеть уже внедрилась во многие сферы нашей жизни и  все больше будет расширяться, то почему бы не начать уже сейчас интенсивно  использовать «это достижение человеческой деятельности»  для обеспечения потребностей людей  в инвалидных колясках.

В более развитых странах   работа вне офиса с помощью и через сеть Интернет широко используется. А для человека «привязанного» к своему жилищу в силу физических  (функциональных) ограничений и по причине отсутствия пока еще необходимой инфраструктуры,   Интернет - это значительное (а может и  необходимое) условие в реализации  им своей   возможности и права для трудовой и социальной реабилитации.

Особенно сей час это было бы актуально, когда для людей не имеющих возможности самостоятельно (без кресла-коляски,   костылей или  посторонней помощи)   перемещаться  вне дома. Когда в настоящее время в  наших странах  не созданы элементарные условия (улицы (тротуары), транспорт, жилые,  административные здания и т.п.) для «беспроблемного»  выхода из дома и премещения по улице.

Учитывая, что развиваются технологии безпроводной связи,  интернет может решить проблемы доступа к образованию и трудовой деятельности для людей с особыми потребностями, которые живут в отдаленных от больших городов населенных пунктах.

Особое значение использование возможностей сети Интернет имеет для молодых людей.  Получить образование с помощью дистанционного обучения стало реальностью уже давно в боле  развитых странах.. В наших странах  форму дистанционного обучения применяют еще далеко не все но уже многие ВУЗы, профессиональные училища.  Эта сфера также находится в стадии развития.  Тем не менее об этой возможности (дистанционного обучения) необходимо расширять информированность людей  с особыми потребностями.

Приобретение профессии важнейшая задача в жизни человека. Но этого не достаточно для реализации своих способностей и удовлетворения потребностей. Необходима работа, т.е. трудоустройство. Особенно это касается молодых людей, ориентированных на самореализацию и самостоятельность. Для этой группы более актуальной является помощь в разрушении социальных барьеров – пространственных, образовательных, связанных с трудоустройством.

Международные правовые нормы (в том числе конвенции ООН),  законодательство Украины, как и остальных стран,  устанавливает право людей с инвалидностью заниматься трудовой деятельностью. Законы Украины «О социальной защите инвалидов»,  «О занятости» и другие  обеспечивают юридическую возможность инвалиду работать.  Предусмотрены,  также как  и законодательством других стран, обязательные квоты для работодателей по созданию рабочих мест для инвалидов (4% от количества работающих на предприятии, или 1 место,  если работников у работодателя от 8 до 25 человек).  За невыполнение работодателем данного требования предусмотрены достаточно существенные штрафы. Однако проблему занятости инвалидов это не решает. К рабочему месту инвалида установлены нормативные требования,  это рабочее место должно быть принято и сертифицировано  специальной комиссией.  А для человека в коляске создать нормальные условия для работы очень не просто. Да и для работодателя дополнительные обязательства и ответственность.  При этом отношение к эффективности работы человека с инвалидностью  у нашего  работодателя,  мягко говоря, не на высоком уровне по понятным причинам.  А если еще человек в инвалидной коляске – как с ним быть работодателю. Особенно в наших условиях, что называется «хлопот не оберешься». Уменьшить «проблемы» работодателя по созданию рабочих мест инвалидам и помочь решить проблему трудоустройства можно создавая рабочие места в привычной среде для человека в инвалидной коляске, т.е. у него дома, тем более, что законодательство позволяет такую форму трудоустройства.  Это можно сделать с помощью сети Интернет. Конечно,  для решения такой задачи необходима, как минимум, компьютерная техника и хотя бы телефонная сеть дома у потенциального работника.  Предоставить в пользование компьютерную технику для работодателя проблемы не составит,  учитывая, что значительная часть  затрат по созданию рабочего места для инвалида в этой ситуации у него отпадает. Правда,  круг профессий (специальностей) которые могут использоваться с применением компьютера и интернета ограничен. Но это может быть высококвалифицированная работа, да и количество таких видов работ увеличивается и чем дольше, учитывая научный и технический прогресс,  количество профессий, которые можно использовать, как «дистанционное сотрудничество»,  будет расширяться.

Исходя из требований Конвенции «обеспечение инвалидам  разумного  приспособления  рабочего места»…

такое рабочее место в домашних условиях «снимает» сразу несколько проблем и для работодателя и для работника.

Во-первых, работодателю нет необходимости приспосабливать у себя рабочие помещения для «колясочника»;

Во-вторых, соблюдение требований санитарных норм,  техники безопасности и т.д.  в привычных для «колясочника» условиях обеспечить проще;

В-третьих, режим работы можно установить  необходимый работодателю и взаимовыгодный, т. е. оптимальный для обеих сторон. Кроме того, работа в привычных условиях для такого работника, наверняка будет более продуктивной, чем в условиях,   не предназначенных для колясок (колясочников).

Такие рабочие места могут давать и  другие преимущества для работодателя по сравнению с созданием рабочих мест для инвалидов  в производственных (или офисных) условиях.

Для  работника,  во-первых,  отпадает необходимость преодоления непростых препятствий для переезда (прибытия) на рабочее место;

Во-вторых,  и привычные условия (домашние, более комфортные) и приемлемый режим работы, и санитарные условия  и др. обстоятельства при такой организации не будут отрицательно сказываться на работе и состоянии самочувствия или  здоровья работника.

Конечно, отсутствие прямого контакта с сослуживцами, общения с коллективом, отрицательный момент такого вида организации труда, но преимущества при этом, на мой взгляд, преобладают.

Для создания рабочих мест в домашних условиях с помощью компьютерной техники и сети Интернет необходимы определенные условия. Т.е. как минимум необходимо, прежде всего,  желание человека работать,  наличие (или приобретение) соответствующей профессии, обеспечение компьютерной техникой и установление правовых взаимоотношений с работодателем.

Для организации деятельности по оказанию (обеспечения) помощи в такого рода трудовой занятости необходима инициативная группа (общественная организация, например), привлечение средств государственных социальных служб, различных фондов (в том числе фонда социальной защиты инвалидов), самих работодателей.

Можно предложить, как один из вариантов,  примерно такую программу действий для инициативной группы:

В первую очередь  помощь по трудоустройству оказывается  людям желающим трудиться, но условия  жизни которых не позволяют  реализовать эту потребность (например, нет возможности без посторонней помощи покидать жилище,  в доме нет  лифта, пандуса и т.д.).  Людям, которые уже имеют некоторые возможности для трудовой адаптации (например: имеют профессию, являются студентами, имеют компьютерную технику …)

На первом этапе реализации данной программы  создается база данных (например, по региону). Данная база  включает в себя :

  1. Картотеку потенциальных  работников (людей, лишенных возможности перемещаться вне дома);
  2. Картотеку государственных и общественных организаций, занимающихся проблемами инвалидов, реабилитационных центров, отдельных специалистов;
  3. Картотеку работодателей (подходящих), учреждений профессионального обучения, учреждений образования, применяющих  дистанционную форму обучения;

на каждую категорию объектов базы данных (люди,  организации,  работодатели, специалисты и т.д.)  разрабатывается  досье (форма учета информации). Например,  люди кроме общепринятых анкетных данных,  распределяются по категориям: возрастная; степень утраты (или возможности восстановления) трудоспособности;  наличие профессии, образования; потребности (обучение профессии, трудоустройство, учеба в ВУЗе и т.д.), могут быть и другие категории.

Картотека работодателей включает базу вакансий подходящих профессий для данной категории работников.  Первичная задача собрать и систематизировать информацию о потенциальной необходимости создания рабочих мест на дому у потенциальных работников на основе использования сети Интернет.

 

Второй этап программы:

1. В соответствии с данными картотеки распределить людей по направлениям их будущей деятельности и  разработать документацию (пакет правовых , медицинских , др. документов)  для установления  правоотношений с конкретными партнерами (работодателями, учреждениями образования, центрами профобучения и т.д.)

2. Установить рабочие отношения с государственной службой занятости в целях  взаимодействия в процессе  сотрудничества  с  работодателями.

3. Установить деловые  взаимоотношения с предприятиями-работодателями (частными предпринимателями),  учреждениями профессионального и общего образования,   контакты со специалистами по обучению работе на компьютере (согласовать вопросы по вакансиям для потенциальных работников,  вопросы по обучению профессиям,  связанным с работой на компьютере и созданием рабочих мест на дому у работника и т.п.), т.е. заключить  соглашения,   договоры о сотрудничестве и т.д..

4.  Установить договорные отношения с компаниями-провайдерами для осуществления монтажных работ и организации обеспечения сетью Интернет  подопечных (по мере необходимости).

5. Организовать дополнительное (при необходимости) обучение работе на компьютере (для тех,  у кого уже есть компьютерная техника). Обеспечить доставку, установку и обучение работе на компьютере для тех людей,  кому будут переданы ПК в пользование работодателями и/или другими лицами.

6.Организовать и обеспечить заключение трудовых договоров, оформление поступления в учебные заведения, организовать обучение профессиям (специальностям) необходимым  для последующего трудоустройства. (т.е. выполнить следующие действия: оказать помощь в заключении договоров  с организациями, осуществляющими профессиональное обучение. (выбор организации; проведение переговоров; подготовка и оформление документов;  заключение  договора;    юридическая помощь;  техническая поддержка). Установить необходимые отношения между подопечными и  учебными  заведениями с целью получения образования на условиях «дистанционного» обучения с помощью (используя) сети Интернет. (это - выбор учебного  заведения;  организация переговоров, собеседования; подготовка и оформление документов; тех. поддержка).

Кроме того, одновременно (или это может быть отдельный вид деятельности)  данная группа может  (или даже должна) заниматься организацией (оказанием помощи, всячески содействовать) получения образования людьми с инвалидностью через такую форму, как   дистанционное обучение. Т.е. оказывать помощь  людям (и прежде всего молодым людям) оказавшимся в инвалидной коляске получить качественное образование (в том числе и высшее) на основе дистанционного обучения или приобрести высококвалифицированную профессию с помощью этой формы обучения с помощью сети Интернет.

Если задуматься, что означает получение качественного образования для молодого человека с инвалидностью, то это (без преувеличения) тот спасательный круг, который  открывает путь к необходимой профессии, интересной, квалифицированной работе, материального достатка,  самоутверждения и самореализации, как личности.    .  Что в свою очередь позволяет человеку улучшать качество своей жизни и возможно не только своей,  но и жизни своей семьи.  И, в конце концов,  меньшая зависимость от государственной помощи (которая пока еще далека от необходимого удовлетворения  потребностей инвалида) экономическая независимость, да и сама трудовая деятельность приближает человека к жизни общества и повышает его самооценку, интерес к активной жизни, что и является интеграцией в полноценную социальную жизнь.

И что, наверное,  главное в социальном плане – дистанционное образование объективно наиболее доступная форма для тех кто хочет учиться но не может только потому, что вынужден находиться в инвалидной коляске.

В  современном обществе при бурном информационном росте  специалисту требуется учиться практически всю жизнь. Использование Интернет технологий и дистанционного обучения открывает новые возможности для людей.  В мире появилось огромное количество курсов дистанционного обучения и целые университеты дистанционного обучения. В том числе это новые возможности и  для людей,  о которых идет речь.  Использование Интернет технологий – один из наиболее эффективных путей для реализации своих способностей  и использования своих конституционных,  трудовых прав  для  граждан   в силу жизненных обстоятельств  попавших в инвалидную коляску.

 

Праздность и ничегонеделание влекут за собой порочность и нездоровье - напротив того, устремление ума к чему-либо приносит за собой бодрость, вечно направленную к укреплению жизни.

Гиппократ
Подобно тому, как бывает болезнь тела, бывает также болезнь образа жизни.

Демокрит

 

 

Добавить комментарий


Смотрите также

Комментарии читателей

  • Алексей 02.06.2015 02:55
    Очень полезная и содержательная ...
     
  • Алексей 02.06.2015 01:51
    Здравствуйте Сергей Иванович. Очень ...
     
  • елена кальницкая 02.09.2014 16:19
    здраствуйте!я обращяюсь к вам с ...
Информеры
На сайте
На сайте
  • [Bot]
Сейчас на сайте:
  • 1 гость
  • 1 робот
Новые пользователи:
  • afugasubi
  • uvyjuc
Всего пользователей: 54

Нас посетили

free counters

Опрос

Где вы проходите лечение, реабилитацию?

 

 

 

 

 

  Итоги

Считаете ли вы необходимым строительство Республиканского реабилитационного центра для спинальников?

 

 

 

  Итоги

Самые рейтинговые

0 Комментариев 39455 Просмотров 4 Голосов
1 Комментарий 32033 Просмотров 4 Голосов

Самые популярные

0 Комментариев 65058 Просмотров 0 Голосов

Случайные новости

0 Комментариев 48139 Просмотров 0 Голосов
0 Комментариев 14472 Просмотров 0 Голосов
0 Комментариев 12455 Просмотров 0 Голосов

© 2018 zhandanu.kz - Международный информационный инвапортал в Казахстане. Все права защищены.