1. SKIP_MENU
  2. SKIP_CONTENT
  3. SKIP_FOOTER
01
02
03
04
05
06
07
08
09
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48

Вопрос ребром. НАБОЛЕЛО. Инвалиды-спинальники требуют к себе внимания.

Люди с ограниченными возможностями заявляют о серьезности своих намерений адаптироваться в общество и быть полезными ему.

О проблемах предоставления услуг «Инватакси» и социального такси для инвалидов-колясочников и ин­валидов первой группы с нарушени­ем опорно-двигательного аппарата, имеющих затруднение в передвиже­нии, «Знамя труда» писала неодно­кратно . В международное обществен­ное объединение «МОДИ» поступило около десятка жалоб от инвалидов и их родственников.

Студентка первого курса ТарГПИ, инвалид первой группы Карлыгаш Жаманбаева, к примеру, передвига­ется на инвалидной коляске. Чтобы посещать занятия, участвовать в сда­че экзаменов, она нуждается в услу­гах «Инватакси» три раза в неделю, а не четыре раза в месяц, как опреде­лено в договоре по предоставлению услуги, и просит учесть обстоятель­ства. Инвалид из Жанатаса Жумабек Кулетов находился на лечении в ре­абилитационном центре в Таразе по улице Аскарова. Когда позвонил дис­петчеру «Инватакси» и попросил об­служить его, ему отказали, мотиви­руя тем, что у него нет городской про­писки. Он также считает такой под­ход нарушением его прав.

Даулет Серикбаев из Тараза в своем обращении выражает недовольство качеством обслуживания социально­го такси. Когда его довозят до пункта назначения, некому помочь преодо­леть бордюр, подняться по пандусу.

Системный администратор 00 «Жандану» Заир Юлдашев связал­ся с партнерами по 00 «МОДИ» из других регионов, изучил их опыт и пришел к выводу, что вся проблема в том, что в Таразе чувствуется не­достаточное количество транспор­та, обслуживающего инвалидов-ко­лясочников.

Чтобы снять социальную напря­женность, возникшую в последние годы среди инвалидов области, об­щественные объединения, входящие в состав международного обществен­ного движения инвалидов (МОДИ), решили организовать круглый стол и попытаться найти оптимальные пути решения наболевших вопросов.

Председатель международного совета 00 «МОДИ» Сергей Чуйков полностью согласился с вывода­ми 3. Юлдашева, но одновременно с этим отметил, что проблема стоя­ла бы не так остро, если бы не было злоупотреблений и среди инвали­дов. Есть случаи, когда они исполь­зуют «Инватакси» больше положен­ного, считают его своим личным ав­тотранспортом .

Председатель00 «Молодежноеоб­щество инвалидов» Руслан Тулегенов возникшую проблему также объ­ясняет нехваткой машин. Из двух имеющихся социальных такси толь­ко одно оборудовано необходимыми приспособлениями.

Согласен с этим выводом и ис­полнительный директор корпора­тивного фонда «Шапагат» Карабай

Есдаулетов. Его организация уже в течение трех лет оказывает услуги «Инватакси».

Участники встречи единогласно пришли к выводу, что Таразу необхо­димы не две машины «Инватакси», а хотя бы восемь. Кроме этого, пред­ложили присутствующему на ме­роприятии заместителю акима Жаксылыку Сапаралиеву, кури­рующему социальную отрасль, за­купать в будущем для Тараза авто­бусы с пандусами. Это помогло бы сгладить проблему передвижения инвалидов.

— Недавно в горакимате проводи­лось расширенное заседание с ру­ководителями социальных служб, и перевозчикам уже дали задание: обновляя в текущем году автопарк, закупить хотя бы по одному низко-польному автобусу, - парировал Ж. Сапаралиев. Он пообещал также рас­смотреть прозвучавшее предложение оборудовать городские троллейбусы электропандусами. Такая инновация обошлась бы городу значительно де­шевле, чем закуп спецмашин.

Не менее важны для инвалидов и вопросы, касающиеся работы инди­видуальных помощников. Как отме­тил С. Чуйков, разработаны условия работы помощников, с ними заклю­чены договоры, а проблем не умень­шается. В течение года договоры эти почему-то по нескольку раз пересма­триваются. Рабочее время помощ­ников сокращается. А это сказыва­ется на зарплате. Разве может чело­век работать за две-семь тысяч тен­ге в месяц?

Начальник городского отдела за­нятости и социальных программ Гаухар Олжабаева, пытаясь ответить на прозвучавшие вопросы, озвучи­ла ряд данных, свидетельствующих о росте выделяемых сумм на оплату услуг индивидуальных помощников для инвалидов, но ее информация не дает ответа на поставленный вопрос. Невыясненными оказались также вопросы: почему госзакупки на пре­доставление услуг индивидуального помощника выигрывают организа­ции без опыта; почему в оплате этих услуг используются разные подходы; до каких пор будет существовать бю­рократия с отчетами. Оказывается, каждая разовая услуга помощника должна подтверждаться печатью в его дневнике. Привез инвалида в по­ликлинику - ставь печать, в аптеку -печать, в отдел соцобеспечения - пе­чать... А если помощник сопровожда­ет инвалида-колясочника на прогул­ке, кто будет ставить ему отметку?

00 «МОДИ» обратилось в город­ской маслихат с просьбой рассмо­треть возможность выделения из местного бюджета 25 миллионов тен­ге для финансирования в 2013 году работы индивидуальных помощ­ников. Подсчитали, что такой сум­мы будет достаточно. Инвалидов-колясочников волнует также от­сутствие в области полноценного учреждения, где они могли бы по­правлять свое здоровье. Директор Жамбылского центра реабилитации и адаптации инвалидов Искендир Джунусов признает правильность претензии. Руководимое им учреж­дение недостаточно оборудовано, чтобы в полном объеме обслуживать спинальников.

Естественно, одним заседанием на­вряд ли получится решить все про­блемы. Но уже сам факт, что люди открыто озвучивают их перед руко­водством области и города, вносят конструктивные предложения, го­ворит о том, что они больше не по­зволят попирать их право на достой­ную жизнь.

Василий МАЗУР

Источник: Газета "Знамя труда", Тараз

Смотрите также

Комментарии читателей

  • Алексей
    Очень полезная и содержательная ...
     
  • Алексей
    Здравствуйте Сергей Иванович. Очень ...
     
  • елена кальницкая
    здраствуйте!я обращяюсь к вам с ...

© zhandanu.kz - Международный информационный инвапортал в Казахстане. Все права защищены.