Вопрос ребром. НАБОЛЕЛО. Инвалиды-спинальники требуют к себе внимания.
Люди с ограниченными возможностями заявляют о серьезности своих намерений адаптироваться в общество и быть полезными ему.
О проблемах предоставления услуг «Инватакси» и социального такси для инвалидов-колясочников и инвалидов первой группы с нарушением опорно-двигательного аппарата, имеющих затруднение в передвижении, «Знамя труда» писала неоднократно . В международное общественное объединение «МОДИ» поступило около десятка жалоб от инвалидов и их родственников.
Студентка первого курса ТарГПИ, инвалид первой группы Карлыгаш Жаманбаева, к примеру, передвигается на инвалидной коляске. Чтобы посещать занятия, участвовать в сдаче экзаменов, она нуждается в услугах «Инватакси» три раза в неделю, а не четыре раза в месяц, как определено в договоре по предоставлению услуги, и просит учесть обстоятельства. Инвалид из Жанатаса Жумабек Кулетов находился на лечении в реабилитационном центре в Таразе по улице Аскарова. Когда позвонил диспетчеру «Инватакси» и попросил обслужить его, ему отказали, мотивируя тем, что у него нет городской прописки. Он также считает такой подход нарушением его прав.
Даулет Серикбаев из Тараза в своем обращении выражает недовольство качеством обслуживания социального такси. Когда его довозят до пункта назначения, некому помочь преодолеть бордюр, подняться по пандусу.
Системный администратор 00 «Жандану» Заир Юлдашев связался с партнерами по 00 «МОДИ» из других регионов, изучил их опыт и пришел к выводу, что вся проблема в том, что в Таразе чувствуется недостаточное количество транспорта, обслуживающего инвалидов-колясочников.
Чтобы снять социальную напряженность, возникшую в последние годы среди инвалидов области, общественные объединения, входящие в состав международного общественного движения инвалидов (МОДИ), решили организовать круглый стол и попытаться найти оптимальные пути решения наболевших вопросов.
Председатель международного совета 00 «МОДИ» Сергей Чуйков полностью согласился с выводами 3. Юлдашева, но одновременно с этим отметил, что проблема стояла бы не так остро, если бы не было злоупотреблений и среди инвалидов. Есть случаи, когда они используют «Инватакси» больше положенного, считают его своим личным автотранспортом .
Председатель00 «Молодежноеобщество инвалидов» Руслан Тулегенов возникшую проблему также объясняет нехваткой машин. Из двух имеющихся социальных такси только одно оборудовано необходимыми приспособлениями.
Согласен с этим выводом и исполнительный директор корпоративного фонда «Шапагат» Карабай
Есдаулетов. Его организация уже в течение трех лет оказывает услуги «Инватакси».
Участники встречи единогласно пришли к выводу, что Таразу необходимы не две машины «Инватакси», а хотя бы восемь. Кроме этого, предложили присутствующему на мероприятии заместителю акима Жаксылыку Сапаралиеву, курирующему социальную отрасль, закупать в будущем для Тараза автобусы с пандусами. Это помогло бы сгладить проблему передвижения инвалидов.
— Недавно в горакимате проводилось расширенное заседание с руководителями социальных служб, и перевозчикам уже дали задание: обновляя в текущем году автопарк, закупить хотя бы по одному низко-польному автобусу, - парировал Ж. Сапаралиев. Он пообещал также рассмотреть прозвучавшее предложение оборудовать городские троллейбусы электропандусами. Такая инновация обошлась бы городу значительно дешевле, чем закуп спецмашин.
Не менее важны для инвалидов и вопросы, касающиеся работы индивидуальных помощников. Как отметил С. Чуйков, разработаны условия работы помощников, с ними заключены договоры, а проблем не уменьшается. В течение года договоры эти почему-то по нескольку раз пересматриваются. Рабочее время помощников сокращается. А это сказывается на зарплате. Разве может человек работать за две-семь тысяч тенге в месяц?
Начальник городского отдела занятости и социальных программ Гаухар Олжабаева, пытаясь ответить на прозвучавшие вопросы, озвучила ряд данных, свидетельствующих о росте выделяемых сумм на оплату услуг индивидуальных помощников для инвалидов, но ее информация не дает ответа на поставленный вопрос. Невыясненными оказались также вопросы: почему госзакупки на предоставление услуг индивидуального помощника выигрывают организации без опыта; почему в оплате этих услуг используются разные подходы; до каких пор будет существовать бюрократия с отчетами. Оказывается, каждая разовая услуга помощника должна подтверждаться печатью в его дневнике. Привез инвалида в поликлинику - ставь печать, в аптеку -печать, в отдел соцобеспечения - печать... А если помощник сопровождает инвалида-колясочника на прогулке, кто будет ставить ему отметку?
00 «МОДИ» обратилось в городской маслихат с просьбой рассмотреть возможность выделения из местного бюджета 25 миллионов тенге для финансирования в 2013 году работы индивидуальных помощников. Подсчитали, что такой суммы будет достаточно. Инвалидов-колясочников волнует также отсутствие в области полноценного учреждения, где они могли бы поправлять свое здоровье. Директор Жамбылского центра реабилитации и адаптации инвалидов Искендир Джунусов признает правильность претензии. Руководимое им учреждение недостаточно оборудовано, чтобы в полном объеме обслуживать спинальников.
Естественно, одним заседанием навряд ли получится решить все проблемы. Но уже сам факт, что люди открыто озвучивают их перед руководством области и города, вносят конструктивные предложения, говорит о том, что они больше не позволят попирать их право на достойную жизнь.
Василий МАЗУР
Источник: Газета "Знамя труда", Тараз
Смотрите также
Комментарии читателей
- Очень полезная и содержательная ...
- Здравствуйте Сергей Иванович. Очень ...
- здраствуйте!я обращяюсь к вам с ...